В Ливерморской лаборатории был специально подготовлен автомобиль для дальнего пробега на выносливость. Автомашина прошла 1046 километров на единственной предварительной заправке. Это не было бы достижением, будь автомашина оснащена двигателем на бензине или дизеле. Только вот топливом для авто служил водород.

Подобный рекорд прямо показывает, что автомобиль с двигателем на водороде может пройти расстояние не меньшее, а то и значительно большее, чем стандартная легковушка.

Образцом американским ученым послужила Toyota Prius, правда, не в серийной комплектации, а специально переделанная под водородное топливо. Это не было инновацией – подобные автомобили уже широко используются в крупных городах США и Европы.

Основные изменения, которые ввели в конструкцию инженеры из Ливермора, касались емкости бака. Обычный, стандартный размер бака Тойоты позволял ей пройти на водородном топливе лишь около 130км. Увеличенный серийный бак, который тоже используется на автомобилях, поступающих в свободную продажу, позволяет увеличить пробег на одной заправке до 320 км. Его основное неудобство – большой объем водородных баллонов, которые практически полностью заполняют багажное отделение. При всём этом стандартная Toyota Prius с двигателем внутреннего сгорания на бензине может на одной заправке пройти чуть ли не вдвое большее расстояние.

Специалисты из Ливермора изменили стандартный бак на собственную разработку: специальный теплоизолированный агрегат, позволяющий использовать сжиженный водород, охлажденный до температуры -250С и ниже. Конечно, итоговый объем водорода, который удалось залить в такой бак, сильно превышал обычное количество топлива для любого другого водородного автомобиля.  Вот и проехала Toyota Prius с водородоэлектрическим приводом круглые 650 миль без единой дозаправки.

Не стоит думать, что увеличенный таким образом бак можно использовать только для проведения экспериментов. Водород остается стабильным внутри него в течение 4-6 дней, которых обычно достаточно для того, чтобы опустошить бак.

Хочется вспомнить и о предшествующих «забегу» Тойоты рекордах для водородоэлектрических автомобилей. GM Sequel с водородным приводом проехал 480 километров, а Honda FCX – около 450. Однако в обоих упомянутых автомобилях используются топливные элементы, а в Prius водород поступает непосредственно в двигатель внутреннего сгорания.

Большую редкость представляют собой и баки, заполненные сжиженным водородом. Обе упомянутые выше модели использовали стандартные баллоны с газообразным топливом. Однако Prius – не единственная автомашина на сжиженном водороде. Этим же видом топлива заполняются баки, например, у BMW Hydrogen 7.

Как бы то ни было, но подобные рекорды, установленные на водородном транспорте, позволяют ускорить программу по его внедрению в массы. Люди гораздо охотнее покупают автомашины, в надежности которых они смогли удостовериться благодаря подобным тестам.

Интересно, что в баки Prius может закачиваться и обычный, газообразный водород, стенки емкости вполне выдерживают возникающее давление. Хозяин сам решает, какой вид топлива ему выбрать: газообразное для коротких поездок или сжиженный водород для длительных вояжей. 



Рекомендуем к прочтению: