Глубокая ночь. Все – и поля, и петляющая лента шоссе, и придорожные кусты погружено во тьму. Кажется, что на многие километры вокруг ни души. Но ночная тишина и пустынность обманчивы. Пройдешь сотню метров по шоссе и слева и справа от себя заметишь светлячки сигарет, услышишь приглушенный разговор и музыку транзисторных приемников. Это болельщики. Ни поздний час, ни ночная прохлада, ни полное отсутствие комфорта не смущают их. Они готовы терпеливо ждать до рассвета лишь бы увидеть в «настоящем деле» раллистов.

Такая картина типична для любого автомобильного ралли. Где бы ни соревновались спортсмены, их на любом участке встречают и провожают многие тысячи зрителей. И конечно, особое внимание любителей спорта вызывают этапы розыгрыша Кубка дружбы – самые значительные события в автомобильной спортивной жизни социалистических стран. Идея проведения этих соревнований принадлежит венгерской федерации автомобильного спорта. Но у них есть своя предыстория. Дело в том, что национальные федерации ряда социалистических стран – СССР, Польши, Чехословакии уже имели опыт организации международных ралли, в частности тех, что проводились под девизом «За мир и дружбу». В середине шестидесятых годов у нас состоялась «Русская зима», советские гонщики регулярно выступали в «Рейде польском» и других зарубежных соревнованиях.

Таким образом, Кубок дружбы лишь объединил в своих рамках и упорядочил ставшие уже традиционными старты, а затем пополнился новыми встречами.

В то же время каждое из ралли, входящих в Кубок, сохранило свое самостоятельное значение и награды. Возьмем, к примеру, международные ралли «Золотые пески» странами, участвующими в ралли, а также в личном зачете абсолютном и отдельно по классам и группам. Параллельно начисляются очки для участников чемпионата Европы среди водителей. На той же трассе соревнуются участники чемпионата Болгарин.

Вся дистанция ралли «Золотые пески» разбита на два тура, и итоги Кубка дружбы подводятся по первому, протяженностью около 1000 километров: в командном зачете по результатам лучших трех из пяти заявленных экипажей и в личном .

За места, занятые на каждом этапе Кубка, одним из которых и являются «Золотые пески», командам и экипажам начисляются очки в соответствии с занятым местом, а потом они суммируются по всем этапам. Максимальное количество очков дает первое место, а каждое последующее на очко меньше.

Дебют Кубка состоялся в 1971 году именно на ралли «Золотые пески». Помимо хозяев соревнований в нем принимали участие гонщики СССР, ЧССР, ГДР, Польши и Румынии. Среди достигших финиша экипажей три советских: В. БубновА. Печенкин, С. Брундза Ю. Сейн, В. Ржечицкий -Н. Шевченко . В абсолютном зачете они заняли соответственно четвертое, шестое и седьмое места для дебютантов удача. А на этапе Кубка команда СССР завоевала второе место. Победа досталась хозяевам трассы.

Об участии советских экипажей расскажем ниже, а пока о том, что представляют собой этапы Кубка дружбы. Естественно, каждый из них имеет свои особенности и сложности, требующие от участников специальной подготовки. Вероятно, ближе других по характеру нам «Золотые пески», которые отличаются разнообразием дополнительных скоростных испытаний , «Татры» (Чехословакия), «Волан. , то в «Рейде польском» запрещающие и предупреждающие дорожные знаки дамокловым мечом висят над каждым экипажем с самого старта до финиша. Водителям выдают специальные карточки, обязательные к предъявлению по первому требованию автоинспектора. На трассе с помощью радарных установок фиксируется любое превышение скорости. Оно не только тут же отмечается в карточке водителя, но получает выражение в денежном штрафе. Третье нарушение автоматически исключает экипаж из соревнований. Все это, по общему признанию раллистов, труднее и утомительнее любого скоростного испытания.

Что же касается «Русской зимы», то подобного соревнования, вероятно, нет в мировой практике. Так сложилось, что ралли главным образом проводятся летом. Во всяком случае, не в мороз и пургу. А тут еще коварная гонка на снежной дорожке ипподрома, слаломы и кольцевые гонки на обледенелых трассах.

Выше отмечалось, что советские спортсмены впервые выиграли Кубок в 1975 году. Тогда С. Брундза на «Москвиче 412 ИЖ» вышел в итоге на почетное четвертое место. Ранее подобного успеха наши раллисты добиться практически не могли, поскольку выступали не по полной программе. Более того, на разных этапах стартовали разные гонщики и команды. Скажем, в «Золотых песках» участвовала, как правило, команда на автомобилях АЗЛК, «Рейд польский был делом ижевских автомобилестроителей и спортсменов. Изредка на этапах появлялись «волги» ГАЗ 24. Надо сказать, что не раз наши гонщики показывали очень высокие результаты. Одержала в 1972 году победу в «Золотых песках» команда АЗЛК. Ижевцы свой международный дебют отметили первым местом в заводском зачете на «Рейде польском» . Но выиграть Кубок нашим раллистам удалось лишь в 1975 году, когда состоялось наконец выступление команды по полной программе, а три экипажа участвовали во всех этапах, получив возможность бороться за высокое место в личном зачете.

И все же по итогам Кубка дружбы ни один советский гонщик еще ни разу не входил в призовую тройку. Главная причина – выступление не по всей программе. Но дело еще и в системе зачета и технических требованиях к автомобилям. К соревнованиям здесь допускались машины 1 й , то станет понятным стремление ряда гонщиков использовать специальные раллийные автомобили, в частности «Порше», «Рено», ФИАТ, имеющие при малом весе мощность 150 – 190 л. с. и развивающие скорость свыше 200 км/час. Достаточно сказать, что именно на этих машинах С. Засада, И. Топлодольский, Б. Крупа выигрывали Кубок в личном зачете. Из всех команд только сборные ГДР и СССР выступают целиком на отечественных автомобилях. В таких условиях показать высокий личный результат чрезвычайно трудно. А вот с нынешнего года участие в соревнованиях будут принимать машины производства только социалистических стран.

Но победа в Кубке, какой ни была бы она почетной и желанной,не главный итог в стартах раллистов социалистических стран. На трассах «Волана», «Золотых песков», «Рейда польского», «Дуная», «Татр», «Вартбурга» и «Русской зимы» встречались ранее и встречаются сейчас старые друзья, готовые в любую минуту помочь друг другу, поделиться секретами мастерства и подготовки машин, опытом организации и проведения соревнования автомобилистов. От этих встреч выигрывают все. И конечно, многие тысячи зрителей, любителей спорта, готовые в любое время, в любую погоду стать соучастниками большого спортивного праздника, в который выливаются этапы Кубка дружбы.

 



Рекомендуем к прочтению: