За выборами президента США наблюдал, наверное, весь мир. Очень уж многое было поставлено на карту: перемены, которые принес новый режим, были необходимы и обычным гражданам, и зажиточным американцам, и многим экономическим структурам. Не обошли они стороной и крупный бизнес, в частности, американских производителей автомобилей. Обама оказал максимальную помощь убыточной отрасли, будучи только кандидатом на первый пост в государстве.

Автомобильный рынок в Америке находился в состоянии крайнего упадка. За год продажи автомобилей составляют, согласно прогнозам, 11 миллионов машин, что почти на 15% меньше, чем в предыдущем году. Американцы попросту не могут позволить себе новую машину: каждый второй из тех, кто заявил об отказе от покупки, сделал это по финансовым причинам. Ежемесячное сокращение продаж составляет почти 30%, а у General Motors ситуация критическая: продажи автомобилей под этой маркой упали почти вдвое.

Причина заключалась в том, что разработки новых автомобилей велись в изначально неверном направлении. Вместо экономичных и удобных небольших машин, доступных рядовым гражданам, американские концерны всё время увеличивали мощность и, как следствие, стоимость своих моделей. В итоге и возник текущий кризис на автомобильном рынке.

За значительный государственный займ американским концернам для разработки и запуска производства автомобиля, способного выдержать конкуренцию со стороны экономичных азиатских и европейских моделей, проголосовала изрядная часть сената США. Общая сумма займа должна была составлять около 50 млрд. долларов, поступающих двумя траншами с периодом в один год.

Дополнительным осложнением является то, что General Motors проходила процедуру слияния с Chrysler. Понятно, что подобная акция сама по себе требует существенных затрат. General Motors запросила у государства займ в размере аж 700 миллиардов долларов, который должен поддержать компанию и обеспечить нормальное прохождение процедуры слияния предприятий. В качестве альтернативы правление General Motors предлагает государству обеспечить определенные экономические послабления на ближайшие несколько лет.

Обама еще на стадии предвыборной компании прямо заявил, что будет в обязательном порядке поддерживать американскую автомобильную промышленность и не допустит развала такого крупного концерна, как General Motors. В то же время было выдвинуто и требование со стороны президента о необходимости изменений в приоритетных направлениях работы конструкторов компании. Конечно, General Motors на фоне возможного краха согласны практически на всё.

Однако аналитики опасаются, что дальнейшая экономическая политика Обамы может пойти совсем не в том русле, что ожидают от него представители крупного бизнеса. Уже сейчас бытует мнение, что с определенной экономической свободой корпораций будет покончено. Сейчас государство практически не вмешивается во внутренние дела компаний, однако Обама под предлогом кризисной ситуации может и навязать промышленным гигантам принудительный централизованный мониторинг.

Особенно жестким государственное регулирование может оказаться в автомобильном бизнесе. Обама выступает резко против неэкологичных мощных автомобилей, поэтому вполне вероятна ситуация, когда подобные авто будут облагаться значительным налогом на продажу и эксплуатацию. При этом прибыль вполне может быть направлена на развитие автомобилей на альтернативных видах топлива.

Американские промышленные гиганты уже сейчас заявляют о своем нежелании перестраиваться. Однако деться им, по сути, некуда: крупнейшие концерны такие, как General Motors давно угодили в долговую яму государства и всё еще нуждаются в дополнительных займах. 



Рекомендуем к прочтению: