Многие организации ДОСААФ накопили богатый опыт обучения шофера на курсах и сейчас продолжают совершенствовать организацию учебного процесса, создавать и укреплять материально-техническую базу. В них работают опытные преподаватели, инструкторы, разумно расходуются денежные средства. Такие курсы оправдали себя и, бесспорно, должны существовать. Но, к сожалению, а нашей области, да, видимо, и в других, их немного. Они есть там, где имеются хорошие организаторы и преподавательские кадры, созданы необходимые условия для учебы.

В то же время в работе некоторых курсов обнаружились существенные недостатки. Они касаются учебного процесса, методики преподавания, обеспечения наглядными пособиями, автомобилями, снабжения топливно-смазочными материалами и финансовой деятельностью.

Обкомы, горкомы и райкомы ДОСААФ, как правило, оказывают мало помощи курсам, не контролируют их деятельность. Этим часто пользуются случайные люди, выдающие себя за инструкторов и преподавателей. Они пытаются превратить курсы в источник личного обогащения. Такие факты были и в Челябинской области.

Для того чтобы устранить все указанные выше недостатки и коренным образом улучшить подготовку технических кадров 8 организациях ДОСААФ, необходимо упорядочить это важное дело, для чего целесообразно создать областные автомотоклубы и передать в их ведение подготовку водителей в областях. Областные автомотоклубы не должны быть только на бюджете Общества. Денежные средства, получаемые в результате этой деятельности, должны идти на систематическое улучшение материально-технической и учебной базы, создание наглядных пособий в оснащение филиалов автомотоклубов в городах, районах и при крупных первичных организациях ДОСААФ.

У нас, например, имеется несколько городских автомотоклубов, но, ни один из них не ведет работу по подготовке технических кадров и не занимается организацией автомотоспорта, а масштабах всей области.

Чтобы не очень увеличивать административно-управленческий аппарат, по нашему мнению, следует городские автомотоклубы в областных центрах преобразовать в областные. Примерная схема такого клуба приведена ниже.

На два отделения – планового обучения водителей и хозрасчетной подготовки шоферов – предусматривается одна учебная часть, которая и будет планировать, и организовывать учебный процесс и разрабатывать методику преподавания.

Всеми финансовыми вопросами подготовки водителей в районах и филиалах клуба может заниматься бухгалтерия областного автомотоклуба.

Подбором, подготовкой и переподготовкой преподавателей должны ведать непосредственно начальник областного автомотоклуба и его заместитель.

В нашей стране имеются сотни мотоциклистов, а желающих приобрести мотоцикл еще больше. Но мотоспортом занимаются единицы или отдельные группы, главным образом в городах. И это не случайно. В масштабе области мотоспортом никто серьезно не руководит. Нет организации, которая бы разрабатывала положения о соревнованиях, организовывала их, имела необходимую базу в виде мотодромов и т. д.

Роль такого организатора мотоспорта может взять на себя согласно предлагаемой нами схеме отделение автомотоспорта, начальник которого подчинен непосредственно начальнику областного автомотоклуба. Оно должно иметь мотодром для совершенствования мастерства мотоспортсменов и стать организационным и методическим центром мотоциклетного спорта в области.

При этой структуре можно создать каждом городе, районе и крупных первичных организациях ДОСААФ спортивные мотосекции. Штат отделения должен составлять 4 единицы: начальник отделения, младший тренер, механик и слесарь.

При областном автомотоклубе предусматриваются хозрасчетные ремонтно-профилактические мастерские для обслуживания автомобилей и мотоциклов индивидуальных владельцев. Такие мастерские существуют сейчас при многих городских автомотоклубах, и они не только себя оправдывают, но и дают большую прибыль.

В составе областного автомотоклуба необходимо иметь хозяйственно-техническую службу и службу ГСМ со штатом в 3 человека: начальник отделения, заведующий складом и кладовщик.

Наш городской автомотоклуб насчитывает в настоящее время 20 штатных и внештатных работников. После его преобразования в областной автомотоклуб он должен иметь примерно 30 человек, но объем работы увеличится при этом примерно втрое, не говоря уже о той пользе, которую он может принести в ближайшее время и, особенно в будущем для подготовки технических кадров и развития автомотоспорта.

Понятно, что легче разработать схему, чем ее осуществить на практике. При воплощении ее в жизнь встретится много трудностей, но все они могут и должны быть преодолены, ибо интересы развития народного хозяйства, интересы обороны нашей страны требуют неуклонного увеличения и повышения качества подготовки технических кадров. 



Рекомендуем к прочтению: