Выступления Формулы-1 в России от Сергея Иванова
На городских трассах европейских стран все более и более популярно проведение показательных выступлений. Для России впервые прошло два таких праздника в этом году причем – в один день. Совпадение не является случайностью, ведь этот день, 17 июля, оказался единственным свободным из воскресений в плотном графике месяца Формулы-1. А ведь именно команды этой гонки являются основной приманкой для любителей такого рода мероприятий. На традиционном шоу Moscow City Racingне попали такие гонщики, как Петров Виталий ни целая их команда, Marussia Virgin, которые на тот момент выступали в Сочи с RedBull Racing, где в 2014 году пройдет Гран-При России. Команда, одна из единственных, которая засветилась сразу в двух мероприятиях – Scuderia Ferrari. В Сочи, правда, представлен был лишь шоу-кар в неподвижном виде, причастный к итальянской команде. В Москве же Джанкарло Физикелла свой алый болид провел провел по трассе Замоскворечье и у Кремля. В его компании оказались также Луис Разиа, Карун Чандхок и экс-чемпион мировых гонок McLaren, Дженсон Баттон.
Помехой для организаторов двух мероприятий пыталась помешать погода – перед самыми заездами на Сочи обрушился ураганный ветер и ливни, которые привели к остановке работ по подготовкам к шоу. Так или иначе, все удалось сделать вовремя, да и погода подсобила – в намеченный на заезды день она, как нельзя лучше, располагала идеальному их проведению. А вот в Москве, наоборот, с самого утра начались дожди, потому пилоты пилотировали свои болиды по мокрому асфальту.
После завершения шоу авто команды Lotus Renault GP проследовал еще по нескольким российским городам. По возможности команду сопровождал Виталий Петров, встречаясь с болельщиками.
Подобные автошоу являются не только развлекательным мероприятиями. Хотя Россия и завоевала кубок Гран-При Формулы-1, но для его полноценности недостаточно создать туристическую инфраструктуру и построить автодром. Необходима наполненность трибун, а также полная распродажа билетов на соревнование. Следует учесть, что на Гран-При нельзя будет попасть бесплатно, как на проведенное в Сочи мероприятие. Яркий пример, поражающий унынием – Гран-При в Китае, двести сотен тысяч мест стадиона которого зияли в большей мере пустотой. Контракт на проведение в этом году шанхайской гонки продлился до 2017 года, при этом китайцы смогли добиться снижения отчислений за право ее проведения. Несмотря на такие условия, посещаемость Гран-При предвещает вероятную убыточность мероприятия. Шанхай также не может рассчитывать хоть на какое-нибудь посещение европейских туристов.
Однако из Европы проще добраться именно в Сочи, а не в Китай. Вероятно ли то, что Гран-При России не будет иметь столь плачевные результаты? Александр Ткачев, глава региона, предполагает, что Формула-1 сможет привлекать туристов в количестве сотен тысяч ежегодно, это же, в свою очередь, позволит сделать город курортным центром, имеющим международный масштаб. Понятно, что такие прогнозы имеют основания, тем ни менее в Турции, несколько лет назад также планировались позитивные изменения относительно Гран-При. Инвестиции в экономику страны, приток туристов и толчок для развития различных сфер бизнеса – вот все то, что могло изменить ситуацию в Турции. И действительно, первый год привлек европейцев, валом поваливших сюда. Новые впечатления, трасса, экзотика Стамбула… Но, действие перемен продержало туристов на интересе лишь год. Любопытство удовлетворено, поклонники Формулы-1 следуют более традиционным маршрутам. Среди местной публики также популярным мероприятие не стало – стоимость билетов оказывается неоправданно высокой. Первый год Гран-При привел в Турцию более 160 000 зрителей события, однако, с тех пор продажи на него билетов стали неуклонно падать. Определенный всплеск произошел в этом сезоне, где уик-энд поспособствовал продаже 115 000 билетов, а на гоночных трибунах было собрано порядка 42 000 человек, что превысило прошлогодний показатель в 30 000. Интерес отчасти объясняют тем, что прошедший Гран-При попросту был последним для Турции, посему и привлек публику.
Несомненно, что в России трибуны будут забиты до предела на проведении первого Гран-При. Это касается и иностранных граждан, интерес которых вызывает не только трасса, но и город, популярность которых обеспечат и Олимпийские игры. Что будет после? Вряд ли Сочи, по примеру Стамбула, станет традиционным для европейцев местом паломничества, которые привыкли жить в достойных условиях при относительно недорогих ценах либо вовсе, приезжать на кемперах, останавливаясь в окрестности автодрома. Основной целью привлечения является именно отечественный болельщик.
Для того даются чужие ошибки, которые повторять не имеет смысла. Не стоит, как это было в Китае, сначала проводить мероприятие, после чего думать, каким образом привлечь на него зрителя. Наша страна имеет множество поклонников Формулы-1, привыкших, однако, наблюдать за действием по телевизору. А оценить по-настоящему стремительность болидов и рев их моторов, возможно лишь присутствуя здесь. Именно поэтому организаторы работают с расчетом «на завтра». Те, кто сегодня увидят впервые воочию гоночную технику на просторах импровизированных трасс города, уже через три года имеют возможность приобрести билет в Сочи для оценки противостояния лучших в своем деле пилотов мирового масштаба на трассе России.
Нет комментариев